РУССКАЯ ПРОЗА
«Истинное искусство слова не проповедует и не философствует, оно просто любит». Максим Горький. Хорошая литература — это искусство любви и прощения, но это также защита униженных и оскорбленных мира сего.
Она выполняет социальную миссию независимой критики. Именно поэтому письмо, подчиненное политической власти, накладывает намордник на искусство. А Россия околдовывает, она ловит в ловушки. Попавшись в её сети, очень трудно освободиться от её тисков. Россия причиняет боль. Она также радость и защитная тень, которую те, кто в Великом Синедрионе, хотели бы заставить исчезнуть. Она им мешает.
Когда я жил в Лондоне, я прочитал книгу одного англичанина — имени я уже не помню, — в которой говорилось, что Россия — это слепок загадки, сила, которая опутывает и подчиняет, можно сказать, мессианская сила. Я испытал это, посещая русские мессы в церкви в Южном Кенсингтоне. Прихожане и духовенство состояли из ссыльных, бежавших после Октябрьской революции. Из этого опыта мне стало ясно одно: византийское христианство – это нечто магическое, обряды непостижимые, но внушающие благоговение. Слушая диаконское пение на этих литургиях, я чувствовал себя словно в раю.
Я был настолько поглощен происходящим, что мог провести два часа на ногах.
Главной частью этих богослужений были гимны Богородице. Со временем я узнал, что в Древней Руси странные мужчины и женщины путешествовали по необъятной стране, чтобы искупить свои грехи, неся с собой лишь чётки, Евангелие от Иоанна и корку хлеба в сумке.
Они приходили в деревню, искали ночлега в доме, стучались в дверь и говорили: «Мир тебе, брат». Если их встречали радушно, они говорили: «Благословен Бог».
Если нет, то «Мир тебе». Помимо письменных работ, юродивые носили с собой книгу «Иосдение Богородицы по мукам» – «Путь Богородицы по скорби». Чтобы очиститься, нужно было испить чашу скорби, путешествуя по миру, подобно тому, как это делала Богоматерь во время своей тайной жизни до самой смерти в Эфесе.
И с этой средневековой книги началась русская литература, которая была преимущественно религиозной и устной по своей природе. Легенды, заученные сказания и даже Евангелия передавались от родителей к детям из уст в уста.
Пушкин преобразовал религиозный характер этой литературы в нечто более мирское («Евгений Онегин»).
Однако мессианский характер защиты угнетённых сохранялся у мастеров русской литературы даже в атеистический период после Октябрьской революции.
И это не потому, что я так говорю, и как бы ни было трудно русофобам признать этот непреложный факт.
Очернять и порочить Россию когда-то было очень модно, но, возможно, теперь это уже не так. Вторник, 12 августа 2025 г.
No hay comentarios:
Publicar un comentario