Posted: 30 Dec 2019 11:02 AM PST Вестник Рождества № 11. Разреши тебя полюбитьКак и почему называл христиан апостол Павел 30 ДЕКАБРЯ, 2019 Невероятно, но слово «христианин» всего лишь три раза встречается в Писании: дважды в книге Деяний и единожды в Соборном послании Петра. Архимандрит Савва (Мажуко) – А как же Павел? – Ни в одном из четырнадцати павловских посланий нет этого термина. Апостол Павел не называл себя христианином и к своим ученикам так не обращался. Он пользовался другим словом: «призванный». Сегодня мы говорим: «верующий человек», «православный», «христианин», «человек религиозный», «прихожанин» и так далее. А для апостола Павла главным и дорогим именем христианина было – призванный. В начале двух самых обширных из своих посланий – к Римлянам и Коринфянам – он называет себя «призванным апостолом» – κλητός απόστολος. Но и к своим читателям он обращается с таким же словом: «вы призванные» – κλητοί, так что призыв звучит чрезвычайно дерзко и вызывающе для православного уха: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7). Здесь три важнейших определения:
Если мы называем себя наследниками апостолов и наша Церковь даже в Символе веры провозглашается апостольской, то три эти характеристики – наши имена, наше самоназвание. Однако смогу ли я написать письмо собрату в вере и подписаться: «Савва, возлюбленный Божий, призванный святой»? Просто отложите на минутку чтение и произнесите эту формулу, вставив свое имя. Каково? Что вы почувствовали? – Да ведь это апостолы! Тогда все вокруг были святыми, а кто такие мы? Куда нам, грешникам? – Но именно это апостол Павел считал нормой для учеников Христа. Если хотите, эти три определения – формула христианской жизни. Однако Церковь живет уже не первое тысячелетие, и слово «святой» с каждым веком теряло свое христианское содержание, приобретая всё более религиозное. В современном церковном словоупотреблении святой – это человек, достигший вершин духовной жизни, чудотворец, религиозный авторитет, имеющий чаще всего всецерковное признание в виде канонизации. Для первых христиан святой – ученик и последователь Христа, святой Его святостью, праведный Его правдой, любящий Его любовью. Вестник Рождества № 7. Созерцание Христа: шаг первый Как святость Христа могла достичь меня? Благодаря подвигам поста и молитвы, многолетним духовным упражнениям и соблюдению устава? Нет! Апостол Павел постоянно говорит о даре праведности, который невозможно заслужить, заработать, стать его достойным. Святой не значит непорочный и безгрешный. Себя апостол Павел называет первым среди грешников, и это не пустое религиозное кокетство, это слова человека настолько честного, что сложно поставить кого-то с ним рядом. Он святой, потому что живет жизнью Христа. Перечитайте слова апостола. Только так прочтите, будто видите их в первый раз, позвольте себе свежесть чтения: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20). Павел свят, потому что в нем живет Христос и он живет Христом. Это очень известные слова, и мы много раз их перечитывали, что совершенно не ощущаем их очевидную скандальность. Но разве это не дерзость – сказать такое: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня». Возлюбившего меня? Из чего это следует? А дальше еще более дерзко: «и предавшего Себя за меня». То есть Христос умер за Павла? Лично за Павла? Значит, и я, как христианин, могу сказать, что Иисус умер лично за меня, за Савву? Откуда такая самоуверенность? И здесь я тоже попрошу вас прервать чтение и вставить свое имя в эту Павлову формулу, и проговорить ее со своим именем несколько раз, чтобы остаться предельно честным с самим собой, со своей христианской совестью. Кто эти – возлюбленные Божии, призванные Христом? Это мы с вами, те самые, кто носит имя христиан. Призванные – это мы. Быть призванным значит пережить призвание – событие встречи с Богом, Который позвал тебя лично. У апостола Павла это произошло очень ярко и драматично, и он всю свою жизнь возвращался к этой встрече по дороге в Дамаск, отсюда отсчитывал свой христианский век. Однако большинство из нас мало что может рассказать о своем опыте Встречи, и это не страшно, потому что суть призвания – не громкие чудеса, потрясения и обличения, а откровение Божией любви. Как узнать, что Господь позвал меня? Призвание – это открытие любви Бога ко мне. Жалко, что так затерлись слова – «любовь», «Бог», «откровение», – они совсем перестали отзываться в уме и сердце современного человека, пусть даже и христианина. Но именно с этого начинается моя жизнь во Христе и Христом – Бог любит меня, именно меня, даже в моем грехе и с моими ошибками. И все эти значительные события церковной истории – Рождество Христа, проповедь, Крест, Пасха – это всё про меня и ради меня! Вестник Рождества № 10. Созерцание Незримого После такого открытия у человека должны отрастать крылья. Только – где они, крылья наши? Что Бог и Его любовь! Большинство людей живут жаждой любви и дружбы, мечтают с детства любить и быть любимыми и всё же остаются навсегда одиноки, потому что не могут поверить, что их кто-то может полюбить – какой уж тут Бог, если я своим друзьям не позволяю себя полюбить, бегу от их любви и заботы! Гораздо проще и уютнее мыслить события евангельской истории в другом масштабе – историческом, универсальном, там, где гиганты духа, маги и короли, а кто я такой, чтобы пристраиваться к такому величественному эпосу? Кто ты такой? Ты – возлюбленный Божий и призванный святой – вот кто! И все удивительные библейские события не ради магов и королей, не ради космического равновесия, а для тебя, именно для тебя. Лично тебя Господь позвал, открыв любовь Свою,тебя сделал святым и благовестником. Поэтому всё Евангелие – для тебя и про тебя! Рождество Христово – не просто красивая сказка про восточных царей, это часть моей семейной истории – да, именно так! Моей и вашей! Нужно достаточно взволноваться и разрешить себе так мыслить. Мы вовсе не сироты и не бездомники! Апостол Павел учил призванных повторять: мы – свои Богу! А если вы не верите на слово, откройте послание к Ефесянам – вторая глава, девятнадцатый стих – вот наше место в Церкви, вот наш наследственный титул! Таково было самоощущение первых христиан. Это не экзальтация и самовнушение, а единственная норма и отправная точка христианской жизни. – Ты кто? – Я – Савва, возлюбленный Божий и призванный святой! А теперь этот вопрос я адресую вам. Свое имя произнесите в этой фразе ясно и отчетливо, «примерьте» на себя апостольский ответ. Получится не сразу и, скорее всего, уйдет много времени на сомнения и раздумья, но оно стоит того. Даже если всю жизнь станете биться и размышлять над этими словами апостола, вы найдете больше, чем те, кто годами прячется в ложном смирении от страха полюбить и быть любимым. ESPAÑA MI NATURA |
No hay comentarios:
Publicar un comentario